Размер шрифта:
Цвет сайта:
Картинки сайта:
Другие параметры:
Шрифт:
Межбуквенный интервал:
Межстрочный интервал:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №129 «Подсолнушек»

г.Брянск, 1 пр. Ст. Димитрова, 3А  8(800)301-27-20   E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

   (84832)64-56-58, (84832)77-28-20, (84832)77-20-80    

 

Из опыта работы О.В. Шибаевой

Фотогалерею детских работ вы можете посмотреть здесь.

Тема: «Оригами как средство ознакомления детей с живой природой»

Почему именно оригами, в чем значимость этого удивительного искусства для развития детей?

Влияние оригами на развитие ребенка трудно переоценить:

• Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание;

• Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;

• Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;

• Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;

• Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;

• Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами;

• Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий), что в свою очередь способствует переходу от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению и закладывает основу для формирования логического мышления;

• Оригами способствует развитию речи и коммуникативных навыков. В ходе занятия педагог знакомит детей с различными литературными произведениями, где поделки ребят являются образом главного героя, разучиваются поговорки, скороговорки, стихи о персонаже;

• Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

• Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир приключений.

Таким образом, использование на занятиях нетрадиционной формы конструирования - оригами способствует всестороннему развитию личности ребенка.

Внедрение комплексных занятий оригами как средства познания мира живой природы в программу развития дошкольников будет иметь следующие результаты:

С одной стороны – развивать у детей такие познавательные процессы как мышление, память, внимание, воображение, представление, речь, а также мелкую моторику;

С другой стороны – знакомить дошкольников с разнообразием мира живой природы, формировать положительное отношение к нему.

Поэтому в рамках данной работы были разработаны ежегодные перспективные планы по овладению детьми искусством оригами, основанные на комплексном подходе к изучению темы исследования. Итоговое диагностирование знаний детей позволит сделать вывод об эффективности или неэффективности применения оригами как средства ознакомления детей дошкольного возраста с миром живой природы.

В качестве гипотезы выступает предположение о том, что применение оригами как средства ознакомления детей дошкольного возраста с живой природой имеет высокую эффективность.

Работа проводилась в МБДОУ детский сад №129 «Подсолнушек» г. Брянска в течение двух лет среди воспитанников старшей (5-6 лет), а затем подготовительной (6-7 лет) группы в количестве 12 человек.

Учитывая главную особенность проводимой работы – двунаправленность цели, помимо литературы, освещающей основы ознакомления дошкольников с миром природы, мной были изучены книги, обучающие искусству конструирования из бумаги - оригами.

Темой детского конструирования занимались многие авторы. По определению Т.С. Комаровой под детским конструированием принято понимать создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок из бумаги, дерева и других материалов.

Задачами обучения конструированию из бумаги по типу оригами по Т.С.Комаровой является следующее:

• совершенствовать умение детей сгибать лист бумаги пополам, вчетверо, в разных направлениях, сглаживая сгибы;

• учить работать по несложному чертежу, использовать ножницы для надрезов и вырезывания по контуру;

• совершенствовать умение детей планировать свою деятельность, работать целенаправленно, проявляя самостоятельность, инициативу, выдумку.

По словам Куцаковой Л.В., если ребенок использует поделку в своей практике, то, создавая ее, он старается отобразить в ней по возможности все, что необходимо для действия.

Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. в своей работе «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду» указывают на то, что помимо коррекции движений, оригами - упражнения развивают внимание, память, логическое мышление, ощущения, эмоции и пр.

Петрова И.М. в книге «Волшебные полоски» акцентирует внимание на том что, в процессе обучения оригами у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (актуальность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели и т.п.).

Роговин А. отмечает, что занятия оригами имеют большое значение для гармоничного развития детей. Они способствую развитию творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, воображение, воспитывают волю, развивают умения, чувство формы, глазомер и цветоощущения.

Книга Кирсановой С.В. «Обучение технике оригами детей старшего дошкольного возраста» знакомит педагогов с техникой оригами, приемами и этапами работы, условиями и структурой занятия по конструированию из бумаги по типу оригами.

Тарабарина Т.И. в своей книге «Оригами и развитие ребенка» рассматривает изготовление поделок из цветной бумаги как увлекательное занятие для детей любого возраста, да, пожалуй, и взрослых. Книга поможет в овладении японским икусством складывания из бумаги — оригами. Занятия с детьми можно проводить дома, в детском саду, и даже на уроках труда в младших классах школы.

По словам Щегловой О.А. в книге «Оригами. Волшебный мир бумаги» секрет популярности оригами, древнего искусства складывания бумажных фигурок, пришедшего с Востока кроется в уникальности оригами, непохожести его на все другие искусства. Эта книга для тех, кто уже увлечен оригами, и для тех, кто еще только желает познакомиться с ним сам и заинтересовать своих детей.

Книга Сержантовой Т. В. «Оригами. Лучшие модели» снабжена цветными фотографиями, схемами и детальными пояснениями.

В книге Богатеевой З.А. «Чудесные поделки из бумаги» подробно раскрываются приемы складывания из бумаги занимательных фигур (по типу оригами), предлагаются наглядные образцы поделок, дается методика проведения примерных занятий по конструированию из бумаги.

Исследование детей на начало учебного 2011-2012 года показало, что знание основных классов животных сформированы недостаточно – 47% знаний, представления о растениях различных климатических зон и представления о диких животных развиты также довольно слабо – 66 и 42% соответственно. Умение различать и называть растения ближайшего окружения демонстрируют с помощью воспитателя 6 из 12 детей, что составило 50% знаний. Знания детей о названиях комнатных растении, их отличительных признаках, особенностях ухода за ними составило на начало года 56%.

В целом результаты диагностики уровня знаний детей о мире живой природы невысоки, поэтому была активизирована работа по ознакомлению детей с природным окружением, при этом использовались различные методы и подходы, однако главный из них - использование оригами как средства познания.

Кроме того, для достижения цели была создана необходимая предметно-развивающая среда, выполняющая образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции. Одним из способов насыщения предметно-развивающей среды стали оригамские фигурки. Оригамские игрушки были использованы в уголках-микроцентрах для самостоятельной деятельности детей:

or12

- Центр сюжетно-ролевой игры – игра «Магазин» (кошельки, сумочки), игра в «цветочный магазин» (тюльпан, астра, роза, цветик-семицветик).

- Физкультурный уголок - проведение подвижных игр с ободками-масками, «Два Мороза», «У медведя во бору», «Кот и мыши» и др.

- Центр изобразительного искусства - композиции, объединяющие изо и оригами: «В стране листопадии», «Лиса и заяц», «В сказочном подводном царстве», «Теремок» и др.or9

- Музыкальный уголок - игрушки-самоделки из бумаги (гармошка, трещотка)

- Театральный уголок – игрушки для режиссерских игр. Ребенок сам из сложенных ранее оригамских моделей составляет сюжет и сам его обыгрывает.

- Центр развития сенсорики - материалы для развития мелкой моторики. Динамические карты-схемы фигурок, где действия с квадратом представлены поэтапно, помогают ребенку при самостоятельном складывании моделей оригами.

- Книжный уголок – книги со схемами оригами (весь материал подобран с учетом возраста детей, для самостоятельного применения) - в них дети находят понравившуюся игрушку и при помощи условных знаков складывают ее.

or15or16

- Природный уголок - «Времена года», «Журавли улетают на юг», «Ветка с еловыми шишками», «Птичий двор», "Животные севера" и др.
or13or14

- Учебный уголок - На занятиях по математике фигурки используются не только как счетный материал, но и для формирования и закрепления геометрических понятий: квадрат, треугольник, стороны, углы, диагональ, противоположные стороны и углы, деление на 2, 4 части.

Оригамские модели также применялись:

- на праздниках (дарим оригамские открытки);

- на музыкальных вечерах, утренниках (оформление зала, украшение елки);

- на выставках (в группе).

Предметно-развивающая среда, обогащенная с помощью оригами, позволяет ребенку проявлять любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.

Взаимодействие с родителями

Один из ведущих принципов обучения – непрерывность. Реализовать его возможно лишь в тесном взаимодействии с родителями, с семьей ребенка. Поэтому еще одной особенностью, играющей немаловажную роль в достижении нами положительных результатов, является взаимодействие с родителями, которое носит систематический характер.

Обучая детей начальным приемам складывания из бумаги, мне не раз приходилось наблюдать, как и родители с увлечением начинали присоединяться к своим детям в изготовлении поделок из бумаги. Так появилась наша выставка работ. Родители помогли детям объединить фигурки в сюжеты.

В канун Нового года была наряжена елочка фигурками оригами, сделанными нами в совместной деятельности. Все, кто хотел, и дети и их родители, могли принять участие в украшении этой елки. Общее увлечение позволяет формировать навык позитивной коммуникации.

Родители высказывают наблюдения, что дети дома увлеченно и подолгу занимаются складыванием из бумаги, вовлекая в процесс взрослых. Внешне дети стали более усидчивы, внимательны, рассудительны, аккуратны, эмоционально отзывчивы.

Наша работа построена таким образом, что каждое занятие с детьми имеет свое логическое продолжение в общении ребенка с родителями дома, а именно, совместно с родителями ребята оформляют стенгазеты, выставки рисунков и аппликаций по пройденной теме, участвуют в конкурсе поделок из природного материала, совершают прогулки в лес, парк, зоопарк, проводят наблюдения за сезонными явлениями – перелет птиц, листопад и пр., а также читают сказки, басни, рассказы, заучивают наизусть стихотворения. Все это помогает закрепить знания детей, сделать их более глубокими и разносторонними. Сами родители также проявляют заинтересованность в подобных мероприятиях, отмечая их положительное влияние на взаимоотношения с детьми.

В конце учебного года в подготовительной группе мы провели конкурс модульного оригами «Мир живой природы». Его цель - реализация детьми собственных знаний, умений и навыков, приобретенных в конструировании оригами, а также привлечение родителей к совместному творчеству. Все без исключения дети совместно с родителями проявили творческую активность. Сложные модели составлены из сотен мелких деталей – модулей.

Оформление стенгазет на определенную тему («Весенние цветы», «Арктика и Антарктика», «Животные Африки», «Аквариум и его обитатели», «Деревья разные важны – деревья разные нужны») является еще одной формой взаимодействия с родителями, выставки творческих работ – рисунков («Животные севера»), аппликаций («На птицеферме» и пр.) не просто закрепляют знания детей о живой природе, но и способствуют развитию художественного вкуса, творческого потенциала детей.

Прогулки детей с родителями в парк, лес, ботанический сад, наблюдение за животными и растениями в естественной для них среде обитания, посильный труд в природе (труд на огороде, подкормка птиц зимой и пр.) также помогают ребятам приобретать необходимые знания о природе, воспитывают любовь и желание заботиться о ней.

Проводя промежуточную и заключительную диагностическую работу, можно отметить положительную динамику. Анализ показателей уровня усвоения детьми знаний о живой природе в начале и в конце обучения выявил рост значений по всем категориям диагностического исследования.

Цели и задачи, поставленные в начале исследования, достигнуты. В ходе двухгодичного обучения, дети кроме замечательного увлечения – создавать поделки оригами, усвоили определенный объем информации, сопряженный с познанием мира живой природы, научились ценить красоту природы и овладели умениями ухаживать за растениями и животными, находящимися в зоне их ответственности.

Поиск по сайту

Уголок руководителя

Заведующий Мильшина Валентина Сергеевна

zavsad2Тел. 8(4832) 77-28-20

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дни и часы приема:

Понедельник 14.00-17.00

Обращение руководителя

Здравствуйте, уважаемые родители и друзья «Подсолнушка»! Наш детский сад радушно открывает двери перед дошкольниками без малого 50 лет. За это время мы проводили в большую школьную жизнь огромное количество наших воспитанников.

Мы радуемся их успехам и достижениям. Нам приятно, что они не забывают свой детский сад, и спустя годы приходят сюда, доверяя нам самое дорогое, что есть в жизни каждого человека - своих детей, а подчас и внуков. Сотрудники нашего детского сада живут и работают, «отдавая свое сердце детям», совершенствуя педагогическое мастерство, создавая в детском саду комфорт и уют.

Главным для нас было и остается привитие ребенку гуманистических ценностей, развитие заложенного в нем потенциала, способностей и талантов, формирование свободной личности.

Чтобы успешно решать вопрос личностно-ориентированного подхода в воспитании и развитии детей у нас сложился коллектив творческих, квалифицированных сотрудников, умеющих видеть в каждом ребенке индивидуальность, направляющих детей к победам, открывающих перед ними двери в огромный, удивительный, прекрасный мир, который еще предстоит познать.

Многие родители сейчас в состоянии подарить своему ребенку красивую дорогую игрушку, уютно обустроить его комнату, нанять великолепную няню, устроить развлечения с клоунами, но ничто не может заменить ребенку общения со сверстниками и того всестороннего развития, которое дает детский сад, отвечая на все интересы и потребности ребенка. В коллективе сверстников дети находят себе первых друзей, узнают цену дружбе. В совместных делах к ним приходит радость познания, закладывается опыт общения.

В детском саду дошколята получают полноценное воспитание и развитие.

"Детство не повторяется", нельзя прожить его снова, поэтому мы каждый день используем возможность сделать ребят счастливыми. Наш детский сад тесно сотрудничает с различными организациями, позволяющими расширить кругозор детей, найти новое увлечение. Это и детская библиотека, и художественный музей, и планетарий, и кукольный театр и многое другое.

Мы также сотрудничаем с родителями наших воспитанников, ведь они наши единомышленники, призванные сделать жизнь ребят полноценной, радостной, интересной.

Вместе с Вами, нашими родителями нам это сделать под силу.

Заходите на наш сайт, узнавайте о жизни детей в детском саду. Делитесь своими пожеланиями, спрашивайте о волнующих Вас проблемах.

Будем рады общению с Вами.

 



Заведующая МБДОУ детский сад № 129 «Подсолнушек»

Мильшина Валентина Сергеевна

Информация об учреждении

Виртуальная школа

virt shkola

Независимая оценка качества

Навигатор дополнительных услуг

Реестр запрещенных ресурсов

Права детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Профилактика ДДТТ

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных